Пассия

Rate this item
(5 votes)

Что означает слово «пассия»

Оно пришло в русский язык из латинского – богослужебного языка Католической Церкви. А означает «страдание» или «страсть». Происхождение слова не случайно: ведь и сам чин пришел к нам с Запада.

«Аналогом» наших пассий можно считать особые католические богослужения, посвященные Страстям Христовым (как известно, католики издавна делают акцент на почитании именно страданий Господа).

Есть аналог «пассий» и у лютеран: это известные «Страсти», особые музыкальные произведения, посвященные Распятию. Самые известные на сегодняшний день – пера великого И.С.Баха (XVIII в.). Это сочетание речитативов, передающих чувства верующих, с песнопениями, посвященными страданиям Господа. Многие особенно любят его «Страсти по Матфею». Правда, произведение получило известность и признание через многие годы после смерти своего создателя, с XIX в. А в Страстную Пятницу, 15 апреля 1729 г., когда произведение прозвучало впервые, отзывы были совсем не благожелательны.

Вот как писали об этом современники:

«Когда закончилась эта театральная музыка, все были крайне удивлены и, переглядываясь, спрашивали: что это значит? Одна благородная старая вдова сказала: «Господи, помилуй нас! Где я нахожусь, в опере-комедии?».

Таким образом, высокая эмоциональность этой музыки оказалась малоприемлемой даже для сентиментальных протестантов. Да и сейчас «Страсти» Баха исполняются, как правило, именно как концертные, а не богослужебные произведения.

Когда служится

Сейчас пассии совершаются, как правило, по вечерам четырех воскресных дней Великого Поста. На одних приходах их служат начиная с первого воскресного дня, на других – со второй «недели».

При этом, если на понедельник приходится великий праздник, или престольное торжество храма (память святого, которому он посвящен), то накануне вечером пассия отменяется, ее переносят на следующее воскресенье. Поэтому о времени совершения служб лучше всего узнавать непосредственно в храме, куда есть намерение пойти.

История происхождения церковного чина

Чин заимствовали у православных жителей Малороссии (Украины), когда с 1654 г. она стала частью России. К этому времени такие службы совершались здесь более 20 лет: впервые их одобрил Собор Киевской митрополии еще в 1629 г. Считается, что инициатором введения подобной службы был митрополит Киевский Иов (Борецкий), защищавший православие в условиях гонений от католиков.

При этом некоторые традиции западных христиан, включая почитание страстей Христа, были переосмыслены в духе православия: без излишней сосредоточенности на физической стороне страданий Господа, с пониманием духовной сути Его Страстей. Таким образом, введение пассий было одной из форм защиты православной веры. Так последование пассий вошло в обиход на территории Украины.

В начале XVIII в. типография Киево-Печерской лавры впервые напечатала последование этого чина – и с тех пор он начал постепенно входить в богослужебное употребление и в других епархиях. Первоначально, в XVII в., на территории Украины служили пассии, как часть Повечерия; они включали только Евангельские чтения, затем – пение стихир, посвященных Страстям, и, наконец, проповедь. Так выглядели пассии практически до начала XX в.

Об Акафисте

С середины XIX в. был известен написанный свт. Иннокентием Херсонским Акафист Страстям Христовым – с особой службой, которая была предназначена как для келейного, так и для церковного чтения. Акафист получил значительную популярность, его неоднократно переиздавали.

С начала XX в. он вошел в службу пассий, и звучит на ней до наших дней. Вместе с тем, церковное священноначалие утвердило к настоящему времени два варианта службы пассий: с Акафистом и без него.

Как совершается сегодня

Редакция Иерусалимского богослужебного Устава, которой сейчас пользуется Русская Церковь, не содержит никаких упоминаний о пассиях – следовательно, эти богослужения являются «неуставными», то есть относятся с числу благочестивых традиций, сложившихся на многих приходах, а также в монастырях.

Хотя 30 мая 2019 г. Синод Русской Церкви официально включил пассии в число принятых в Церкви богослужений, в решении Синода по-прежнему говорится, что «совершение пассий не следует считать обязательным».

Там, где сложилась эта традиция, пассии обычно служатся в течение четырех воскресных дней Великого Поста, входя в вечернее богослужение. На них читаются отрывки из Евангелий, посвященные страданиям и Крестной смерти Господа:

на первой пассии – из Евангелиста Матфея;
на второй – Марка;
на третьей – Луки;
на четвертой – Иоанна.

Кроме того, служится Акафист Страстям Христовым. В соответствии с рекомендациями священноначалия, в состав служб, как правило, входит также проповедь.

Духовный смысл богослужения и его значение

К настоящему времени по этому поводу существует две позиции.

Первая исходит из того, что служба особого поклонения Страданиям Христа (вне Страстной Седмицы):

имеет католическое происхождение; между тем Православная Церковь не только не имеет евхаристического общения с католиками, но и крайне неоднозначно относится к ряду их традиций, включая эту;
нарушает логику Великого Поста, который постепенно подводит верующих к переживанию дней Страстной Седмицы;
вообще не очень уместна воскресным днем (воскресенье – «малая Пасха»), даже при условии, что служится вечером.
Именно из этих соображения пассии отвергают, например, старообрядцы.

Вторая позиция сформулирована в решении Синода 2019 г. применительно к условиям, в которых сейчас находится Церковь, когда:

значительная часть православных в течение седмицы заняты на работе, поэтому люди не имеют возможности посещать великопостные богослужения; более того, большинство людей работает и на Страстной Седмице; в такой ситуации воскресный день фактически оказывается единственной возможностью прийти на особую великопостную службу, поразмышлять о страданиях Христа;
многие, особенно из новоначальных, нуждаются в проповеди, разъяснении смысла Страстей – это не говоря о том, что значительная часть недавно пришедших к вере просто не читала Евангелия и впервые слышит его именно в храме; таким образом, служба имеет большое миссионерское значение, и именно поэтому Синод настоятельно рекомендует сопровождать ее проповедью.
Вместе с тем, Синод вполне понимает также тех верующих, которые придерживаются другого мнения. Ведь пассии действительно не предусмотрены Уставом, и не очень вписываются в логику Четыредесятницы. Именно поэтому приходы, монастыри и не обязывают их совершать.

И все же, все же… Вот открываются царские врата и звучит песнопение Великой Пятницы:

«Тебе́ оде́ющагося све́том я́ко ри́зою сне́м Ио́сиф с дре́ва с Никоди́мом, и ви́дев ме́ртва на́га непогребе́на, благосе́рдный пла́чь восприи́м, рыда́я глаго́лаше: увы́ мне́ сладча́йший Иису́се…».

И разрывается ткань времени. И вот ты стоишь у Его Креста, плача о своих грехах и Его боли, которую Он несет за тебя, неразумного, грехолюбивого… Таково это богослужение – неуставное, но так нужное в наши дни очень многим.

WhatsApp Image 2023 03 19 at 20.05.01

 

Read 805 times