Рождественское послание Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии
«В рабех кесаревым повелением написатися покорься, и нас, рабы сущия, врага и греха свободил еси, Христе»
(Тропарь 5 песни канона Рождеству Христову)
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!
Приведённые Всеблагим Промыслом Господним и в нынешнем году к Вифлеемским яслям, сподобившиеся духовно припасть к Богомладенцу и принести Ему вместе с дарами волхвов и плоды наших ежегодных усилий – добрые дела, высокие помыслы и созидательный труд, мы сегодня благодарим Рожденного за Его благодатные дары, которыми так щедро наполнена жизнь человечества после Рождества Христова.
Проживая под радостным светом Вифлеемской звезды уже более двух тысяч лет, мы, бывает, так привыкаем ко многим принесенным Христом изменениям в мир, что принимаем их за должное и не всегда осознаем величину и величие Рождественского Божественного дара. Вспомним одну из суббот в городе Назарете, когда Христос по обыкновению Своему стал в молитвенном собрании читать слово Божие. «Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное … И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Евангелие от Луки 4,16-21). Тысячелетиями потомки Адами ждали исполнения этих пророческих слов, ждали, когда у них, плененных узами греха, настанет возможность освободиться от зависимости всех жизненных событий от одной страшной ошибки своих прародителей. Измученные поколения жаждали свободы. Униженные сами собой они чаяли наступления тех лет, которые будут определяться и обусловливаться новой жизнью и новым временем, в ткань которого войдет Сам Бог. Поэтому, обнулив все эти века ожидания, мы с благодарностью Воплотившемуся Богу именуем каждый последующий год эрой после Рождества Христова.
Одной из величайших ценностей человечества, озаренного Христом, стала свобода. К сожалению, современные люди, часто с радостью берущие Христово, но отвергающие Самого Христа, не только не благодарят Бога за дар свободы, но даже прямо противопоставляют свободе религиозную жизнь. Раздающиеся голоса о допустимости и законности всего, что бы человеческой порочной изобретательности ни пришло на ум, часто апеллируют к понятию свободы и этим прекрасным словом называют вседозволенность и не подконтрольность в своих жизнях тирании порока. «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8,36) – говорит Господь в Евангелии. И апостол Павел пишет: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Послание к Галатам 5,13). Свобода, как величайшая ценность и Божественный дар, должна быть осознана нами особенно в эти праздничные Рождественские дни. Пусть каждый из нас ответит себе перед Лицом Рожденного Младенца, Который пришел в мир в нищете, а ушел в страданиях, Который умер и Воскрес ради твоей свободы от греха, проклятия и самой смерти – живешь ли ты в действительной свободе? Свободен ли ты сказать греху – нет? Можешь ли ты не поддаться на обольстительность порока, если все вокруг считают его не злом, а допущением или законным правом? Убивать нерожденных младенцев, разрушать семьи, терроризировать друг друга, оскорблять святое и попирать вечное, глумиться над достойным и пропагандировать порочное – разве это свобода? Это самое трагическое рабство, поскольку тиран-диавол, призывая человека отказаться от свободы избирать добро, ведет его по широкому пути, ведущему к духовной смерти.
Только осознавая в Боге ценность своей жизни, своей личности, своего богоподобного достоинства, можно уважать свободу и свою, и другого человека. А жить в свободе можно, если мы живем в любви. Потому что только любовь является тем средством, которым мы можем воздействовать друг на друга для обоюдного блага, не нарушая достоинства личности и своей, и ближнего.
«Никого нет свободного, кроме Христа и освобожденных Христом», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов. Воссияние этой свободы из Вифлеемских яслей мы сегодня торжествуем и, принимая ее, воспеваем вместе с ангелами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»
Божией милостию,
смиренный Кирилл,
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский
Рождество Христово
2013 / 2014 год